Воспоминания о школе учеников и учителей.

Вспоминает Горячева Александра Кузьминична.

Окончила школу в 1936 году – 2-й выпуск. Учком возглавлял Коля Осипов.

В школе была хорошая художественная самодеятельность. Мы выезжали с концертами в воинскую часть в Володарском районе, в Фибролитовом поселке, в барачном городке.

Наша школьная волейбольная команда всегда держала первенство среди школ города. Ее возглавляли Игорь Титов и Саша Баранов ( ныне ректор Сельхозинститута).

Популярным школьным поэтом был Ваня Нилаев ( ныне он профессор мед института)

Классным руководителем был преподаватель химии Граник Федор Игнатьевич.

В школе были кружки – математический, химический, литерурный- рук. Белоусова В.В., гимнастический.

В школе был Биллиард.

*   *   *

Вспоминает Орлова Елизавета Ивановна.

Я поступила учиться в 1927 году во 2-ю начальную школу, которая находиоась рядом со школой Водников. Там было всего две классных комнаты. 3 года я проучилась в этой школе, потом ее ликвидировали и я перешла в школу Водников.

В 1930 году построили школу ФЗС – фабрично-заводскую семилетку на улице, которая сейчас называется Студенческой и нас перевели туда.

А в 1931 году построили здание новой школы  № 2 ( угол пр.Ленина – пер. Жуковского)  и стала учиться там.

В 1936 году построили здание школы № 4 на площади Дзержинского. Туда из школы 2 перевели по одному классу с 1 по 9-й. Так я оказалась в школе № 4. Меня избрали секретарем ученической комсомольской организации. Учась в 10 классе я одновременно училась на учительских курсах. И окончив 10 классов я получила свидетельство учительницы начальных классов.

В 1938 году стала работать учительницей начальных классов в школе № 9 на пос. Свердлова.

В 1939 году меня направили на работу в Горком Комсомола, но меня тянуло в школу и в 1940 году я опять стала работать учителем начальных классов в школе № 4, которую я кончала.

В 1941 году началась война и нас, молодых комсомольцев , направили в Ильино на рытье противотанковых рвов в Ильино. Там мы пробыли 3 месяца. Когда я возвратилась, мой класс уже отдали другой учительнице и меня временно устроили на работу в Горисполком.

10 апреля 1942 года меня призвали на фронт.

Служила я в г.Горьком в прожекторно-зенитном полку связисткой-телефонисткой. Мы защищали Горький и Дзержинск от налетов вражеской авиации. Были дни когда в день было до 70 налетов. Во время службы я была секретарем комсомольской организации роты и членом бюро батальона. 18 июля 1945 года я демобилизовалась. Потом 3,5 года работала в Горкоме Комсомола.

С 1 января 1948 года  по 1973 год работала во 2-й школе.

 *   *   *

Вспоминает Колоколов Владимир Николаевич закончил школу в 1937 году.

Секретарем школьной комсомольской организации был Иван Баранов, председателем учкома Юрий Макаров.

В школе был организован кружок юных авиамоделистов, руководил которым преподаватель областной детской технической станции Михелян, приезжавший к нам 1 раз в неделю.

В числе первых кружковцев  были Б.Смирнов, Ю. Себин, М.Плаксин, Н.Мусин, С.Ефремов, В.Колоколов., большинство из них позже сдали нормы и стали инструкторами авиамоделизма.

В 1936 году работал планерный кружок.

В 1938 году поступил в Горьковский строительный институт им Чкалова.

В 1941 году учился в военно-инженерной академии им. Куйбышева.

В 1948-50 годах продолжил учебу и закончил строительный институт.

К Дню 40-летия Победы Колоколов В.Н , Себин Юрий Николаевич и военрук школы 2 Биято Евгений Лаврентьевич были инициаторами создания памятной стелы у школы.

Адрес Себина – Циолковского 21б – 34.

*   *   *

Из воспоминаний Остапенко Александры Павловны.

1941 год. Началась Война. Все окна в школе были заклеены крест-накрест бумажными полосками, чтобы на раскололись от взрывной волны. В связи с налетами фашистских самолетов в городе стали строить бомбоубежища. В их строительстве принимали участие и наши учителя и ученики. К осени они были готовы. « Только , бывало, ученики сядут за парты, вернувшись из бомбоубежища после очередного налета  «Юнкерсов», как по радио опять «Граждане, внимание,  воздушная тревога». И снова, по установившемуся порядку, организованно спешим в свое убежище, находившееся в парке. Над головой яростная стрельба  зениток,  да барабанная дробь осколков по крышам домов и по асфальту. Одна бомба попала в детский сад в центре Дзержинска, но к счастью дети были в это время в бомбоубежище и никто не пострадал.»

 

*   *   *

Из воспоминаний учителя физики Кораблевой Варвары Ефимовны.

               Я  со своим классом получила рабочие места на почтовом 5 ( сейчас это завод имени Якова Михайловича Свердлова) Работали в сменах по 6 часов. Мы лакировали и упаковывали снаряды , которые так ждали на фронте. К работе быстро привыкли и стали перевыполнять план. Но фронт требовал все больше и больше боеприпасов, поэтому очень часто мы выходили с завода под утро усталые и гордые за свой вклад в разгром фашистов. А потом , немного соснув,   через 2-3 часа шли в школу и садились за школьные  парты.

                                                                      *   *   *

Вспоминает Аржанова Антонина Григорьевна.

 

Приехала в Дзержинск устраиваться на работу. В Гороно инспектор Махалова Капитолина Григорьевна предложила ей пойти во 2-ю школу.

Пришла работать в школу в 1942 году. Сначала класса не было и несколько месяцев работала секретарем и счетоводом.

В 1963 году присвоили звание Отличника Просвещения.

30 сентября  1966 года наградили Орденом Ленина.

В 1947 году и в 1959 году избиралась депутатом Горсовета.

*   *   *

Вспоминает Нина Петровна Сафонова. Учитель истории.

Училась в школе № 2. Классный руководитель Екатерина Ивановна Кондратьева учитель химии. Больше всех запомнилась учительница литературы Утенкова Татьяна Дмитриевна/ В 1943 году под ее руководство был поведен вечер, посвященный поэту Надсону, который был практически запрещен.

В 1944 году поставили пьесу «Маскарад», в которой она играла Нину Арбенину. А самого Арбенина играл Парфенов Лева, который в будущем стал Министром СССР.

В 1945 году поставили пьесу Островского «Гроза» . В ней Нина играла Катерину.

За эти роли ее наградили отрезом шерсти на платье.

В 10 классе работали на п/я 5 . Мальчики чистили снаряды, а девочки мыли их.

Закончила 10 классов школы № 2 в 1945 году.

После школы поступила в Ленинградский университет на ист-фак.

В школу № 2 пришла в 1958 году вместе с Артамоновой Антониной Ивановной.

Отличник просвещения , ветеран труда.

 *   *   *

О Чувильдеевой Людмиле Лазаревне.

Это была уникальная учительница. Она выучивала ребят. Почти каждый день по собственной инициативе она проводила дополнительные занятия для слабых учеников. А как она любила стихи. Ее кумиром был Константин  Симонов. В своем классе она часто устраивала вечера поэзии. В 1 классе она училась с Изольдой Извицкой в школе № 1 на пос. Свердлова, Вместе с ними училась и будущая учительница истории нашей школы Осокина Валентина Ивановна.

*   *   *

Здравствуйте! Я сын преподавателя русского языка и литературы Феофановой Александры Васильевны, работавшей в школе №2 с 1.09.1952 года. Она очень часто и теплотой вспоминала школу и учителей.У меня есть фото мамы и учеников. Для истории школы могу их предоставить. .

   С уважением Феофанов Павел Викторович.

 *   *   *

Мои воспоминания о школе - Сиваева Ольга.

Я училась во второй торой школе (именно так мы говорили) с 5 по 10 класс в «А» классе с 1967 по 1973 годы.

Школа мне очень нравилась, и я благодарна многим учителям, которые не только прекрасно нас учили, но привили нам интерес к своему предмету и к знаниям вообще. Я на всю жизнь полюбила математику благодаря Александре Сергеевне Лебедевой, ее методика преподавания и интересные заковыристые дополнительные задания научили меня думать, а не использовать шаблонные решения. Мир русского языка и литературы мне открыли замечательные педагоги Анастасия Семеновна Яшина и Галина Александровна Калинина. Еще одним из моих любимых учителей была преподаватель  истории  Антонина Ивановна Артамонова. О многих исторических фактах она рассказывала нам  интересные подробности, выходящие за рамки школьной программы. Я бы вообще назвала ее нашей школьной мамой: когда мы в 9 классе остались без классного руководителя, она взяла нас под свою опеку, несмотря на свои проблемы со здоровьем. И конечно, мой любимый учитель – Лев Васильевич Пигалицын! Он с большим энтузиазмом учил нас физике и не только. В результате научил смотреть на мир широко открытыми глазами: удивляться, интересоваться, стремиться к новым знаниям, преодолевать преграды и идти к своей цели. Я с удовольствием вспоминаю кружок «Юный физик», вечернюю физико-математическую школу, летний лагерь в Мячково, уроки с аспирантами МФТИ, походы, байдарки и многое-многое другое.

И за все это СПАСИБО моей родной школе!!!

*   *   *

Феликс Фельдштейн. Дорогие друзья!

     Я принадлежу к семье, где три поколения учились в Школе №2 и думаю что таких семей в Дзержинске немало.

    Все три поколения получили не только знания, но и любовь и уважение к образованию, без которого трудно построить не только профессиональную карьеру, но и семейную жизнь, отношения с друзьями и близкими людьми.

    Этого бы не произошло если бы в нашей школе не работали настоящие Учителя, люди которые не только знают предметы которые они преподают, но и любят свою профессию, помнят что ученик это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь и поддерживать.

    Я продолжаю учиться всю жизнь и с благодарностью вспоминаю своих учителей, особенно Льва Васильевича. Когда удается увидеться с ним - не устаю удивляться энергии и вечной молодости, у меня все время ощущение что он сейчас моложе чем когда мы занимались с ним в Клубе Юных Физиков в семидесятые годы.

     С юбилеем вас всех, желаю всем преподавателям и сотрудникам школы здоровья, хорошего настроения, энтузиазма и успехов во всем!

 Сердечно ваш, Феликс Фельдштейн. Выпускник 1977 года

 

Дмитрий Ермольев

Никогда не мог сказать это Льву Васильевичу. Просто потому, что был слишком молод и глуп. А теперь, наконец, когда стал "старше него", уже вполне ответственно говорю...Я общался в своей жизни со многими талантливыми людьми. Но гениальных было - не более трёх. Одним из них, на моё счастье, стал мой учитель физики Лев Васильевич Пигалицын.

Чем гениальный человек отличается от просто талантливого? Только тем, что его невозможно повторить. Я много раз пытался быть таким педагогом как он. Но не выходил "каменный цветок" у Данилы-мастера. Если не ошибаюсь, все ребятишки из моего выпускного 10-го "А" второй школы 1981 года выпуска сдали физику на пятёрку на экзаменах в ВУЗы. Скажу честно, я даже к экзамену не готовился. Хотя Л.В. в школе мне вывел "трояк". Там работал простой алгоритм - берёшь билет, вспоминаешь, интонации Пигалицына, объясняющего эту тему - и, о чудо, ты всё помнишь, оказывается. Невозможно запатентовать такую методику преподавания. Невозможно повторить. Можно только завидовать в сторонке и нервно курить. Буду откровенен, в знаменитой физико-математической второй школе того времени были отвратительные, бездарные "училки" по математике. Ну просто ни одной хоть сколько-то понимающей в математике! Но возможность прикоснуться к гению Л.В. окупала это с лихвой...Да, всё подходит к концу рано или поздно. Но остаётся то, что мы оставили.

Мой младшенький занял второе место на областной олимпиаде по информатике, хотя он ещё восьмиклассник, а туда пускают начиная с девятого. Кто научил меня, как нужно научить его? "Мы подобны карликам, усевшимся на плечах великанов; мы видим больше и дальше, чем они, не потому, что обладаем лучшим зрением, и не потому, что выше их, но потому, что они нас подняли и увеличили наш рост собственным величием…" - знаменитая цитата. Никогда не забуду на чьих плечах сижу и болтаю ножками. Мой сын тоже знает о вас и будет знать пока не пробьёт его час. Уверен, он расскажет обо мне своим детям.... А, значит, и о вас, дорогой Лев Васильевич.

*   *   *

Вспоминает выпускник 1982 года Георгий Мацкевич: Моей первой учительницей была Анна Васильевна Иноземцева. Доброй и заботливой осталась она у меня в памяти. После третьего класса у нас работало много хороших учителей. Например Нина Тимофеевна, которая твердой директорской рукой держала в классе как успеваемость, так и дисциплину. Запомнилась мне из всех учителей русского языка и литературы Ушкова Нина Ивановна, которая учила нас в четвертом и в8-м классах. Нельзя не вспомнить и других учителей : Виктора Федоровича, с которым мы на уроках пения с удовольствием распевали частушки; всегда спокойную и невозмутимую Валентину Николаевну, учившую нас немецкому языку; Галину Алекссевну – у нее на уроках географии мы часто играли в игру «Вокруг света». На физкультуру к Леониду Ивановичу готовы были убежать с любого урока.

 6-7 классах Нонна Николаевна почти убедила нас в том, что физику мы знаем хорошо, Но в 8-м Лев Васильевич с треском развеял этот миф. Хотя благодаря именно Льву Васильевичу и в институте и на работе никогда не было никаких затруднений в решении каких-либо технических задач. И конечно осталась в памяти техничка тетя Маша, строго следившая за чистотой и порядком; старшеклассники могли попасть на ее этаж только с личного разрешения.

Порядки в школе были строгие. Все должны были носить форму и – обязательно – пионерский галстук или комсомольский значек и простой галстук. На переменах за чистотой следили дежурные, они играли и занимали маленьких учеников.. Часто бывли линейки, где поздравляли отличников учебы и других чем-то отличившихся ребят.

             *   *   *

Воспоминания о школе Фельдштейн (теперь Свечниковой) Валерии Исааковны,

Выпускницы школы №2  1982 года выпуска.

 Что для меня школа? Это частичка моего детства. Прошло уже много лет с тех пор, многое стерлось из памяти. Вот уже мои дети заканчивают (дочка уже закончила) эту же школу. Но конечно, главная часть моей школьной жизни это КЮФ. Мало сказать, что мы занимались в КЮФе, мы там жили в буквальном смысле слова. Он был что-то вроде продленки для старшеклассников. Лев Васильевич с трудом выгонял нас в 9, а  иногда и в 10 часов вечера. Начинала я как и многие с «радионяни», а потом увлеклась съемками и до окончания школы занималась в  кино-фото студии «Русь». Мальчишки наши сооружали какие-то приборы, ставили оригинальные опыты, а мы, с моей подругой Мариной Костиной пытались все заснять на память. В те времена видео еще только зарождалось, поэтому, в основном, снимали на кинопленку. Ее надо было проявлять, поэтому очень много времени проводилось в фотолаборатории. Иногда даже вместо уроков, с молчаливого согласия нашего руководителя, за что мы были ему очень благодарны.

  Один раз, Лев Васильевич возил нас Горьковское телевидение. Было очень интересно. Нам показали всевозможное телевизионное оборудование, большие видеокамеры, а потом была сделана передача о КЮФе и нас показывали по телевизору.

  Но наиболее яркое впечатление у меня осталось от 12-и дневного похода на катамаранах по Керженцу после окончания 8-го класса. Это был  первый и единственный поход в нашей школьной жизни. До сих пор удивляюсь, как Лев Васильевич решился пойти с толпой восьмиклассников так далеко и надолго. В наше время это кажется просто нереальным.

 Я рада, что теперь мой младший сын учится в авторском классе у Льва Васильевича и тоже занимается в КЮФе.  Думаю, что и ему будет что вспомнить о школе.

*   *   *

Профессор МФТИ Шидяев Александр.

Добрый день Лев Васильевич! Узнал о вашей идее о школьном музее и рад ее поддержать. Нашел   интересный снимок - В конце 60-Х обычно 23 февраля проводился лыжный пробег от Дзержинска до Желнино и наша школа принимала участие.

Это мы уже на обратном пути на платформе Пушкино. Там ученики и Виктор Васильевич Ратошнюк.

С наилучшими пожеланиями!

*   *   *

 

Трофимова Наталья.

Добрый вечер! В выпуске 1971-1980г. Нашла неточность(Олимпийский выпуск-1980г) на фото 1979 Комитет комсомола:  Лёша Маркин-мой сосед по парте(первый в нижнем ряду, к сожалению уже давно умер) и я там тоже есть-в верхнем ряду в центре(3-я)-Трофимова Наталия-9-а. Калинина Алексея(9-а) в верхнем ряду-первый,-хорошо помню. Жалко, что в прошлом году пандемия нарушила планы на встречу-списалась с Ириной Храмцовой-собиралась приехать на встручу-30 лет окончания школы! Когда ездила в Америку (3 года назад) встречалась с Аллой Вайсбанд, наш выпуск и моя школьная подруга-нашлись! Было здорово увидеться!!! Сама давно живу в Москве (Зеленограде), закончила химфак МГУ. Интересно, что мой старший сын Андрей родился 17 февраля, как и Вы, только в 1987году-тоже Лев, но только по гороскопу. Вы помните наш выпуск? Как давно всё это было-школа, уроки-очень интересно было бы посмотреть на школу, одноклассников и учителей. Сделала коллаж из фотографий выпуска. Перешлю следом. Помню Ваши уроки!🙏🙌😊

*   *   *

Здравствуйте, Уважаемый Лев Васильевич!

. В моей семье три поколения выпускников нашей школы. Мама с папой (Носкова Галина и Гурьянов Константин) -1958 год. Дядя (Носков Владимир) — 1969г. ( по моим подсчетам). И я (Гурьянова Ольга)- 1984г. 

С уважением Гурьянова Ольга.

*   *   *

 Anna Prilutskaya <dakas3@list.ru>

 Лев Васильевич, добрый день. Нашла фото нашего выпуска. Классные руководители: Евдокия Иванова Мизгунова, Лидия Ивановна Нилова и Вы, Лев Васильевич. Может пригодятся для архива.

Работаю в Политехническом университете Петра Великого. Проходя по коридорам исторических зданий мимо портретов легендарных ученых, которые здесь учились, работали и ходили по этим коридорам (Капица, Иоффе, Курчатов, Зелинский, Харитон, Кошкин, Алферов и пр.), с  благодарностью вспоминаю и наши уроки физики.

Я переехала в 2016м в Питер вслед за дочерью. У меня двое взрослых и уже семейных детей: дочь и сын.  Две внучки и внук: 4, 3 и 1 год. Живу в центре, работаю в Политехе в Контрактной службе : тендеры, электронный бюджет и тд, и тп. экономика и финансы, информационные технологии, вобщем-то по специальности. Закончила в свое время ННГУ (ГГУ) экономфак (информатика в экономике), потом еще ВВАГС и много еще чего))) В Дзержинске в Администрации работала. Родители тоже переехали в СПб ко мне поближе.  В Дзержинске только сын с семьей. Общаемся время от времени семьями с Леной Михайлиной и  Галей Шафранской. А моя дочь вышла замуж за сына Анисимовой Светы (у нас общая внучка😀 ) , Света тоже в СПб. Многие одноклассники и одношкольники в соцсетях на связи. Буду в НН, постараюсь зайти. У меня дядя работает в ННГУ, да и у нас там тоже должна была юбилейная встреча выпускников состояться, НО..пока  увы.

 Рада была пообщаться. Здоровья Вам, успехов и всех благ*   *   *

С уважением,  Прилуцкая Анна, Санкт-Петербург.

*   *   *

Вспоминает Елена Плаксина.

[12.01.2021 21:27] Лев Пигалицын: Здравствуй Лена. Приятно с тобой встретиться. Как живешь ? Чем занимаешься ? Как мама ? Ей привет. Жду воспоминаний и фото. Кстати у меня  в Иркутске друзья - Миша и Ира Просекины. Они работают в Университете. Два лета бывал на Байкале на острове Ольхон. На моей странице - скала Шаманка на Ольхоне. И Сергей Язев - директор Иркутской обсерватории. Здоровья и всего, всего.

[16.01.2021 05:01] Елена Лыткина (Плаксина): Здравствуйте, Лев Васильевич. У меня все в порядке. Работаю в Университете путей сообщения на кафедре математики, доцент, кандидат тех наук. С докторской не получается. Раньше надо было деньги зарабатывать, а сейчас уже ни времени, ни сил нет. Оторвалась от потока и сложно вернуться. Я уже третий год ответственный секретарь приемной комиссии университета. Это занимает очень много времени, на изоляции Я не сидела ни одного дня и два лета уже без отпуска. Но Я не жалуюсь. Востребованность -это всегда хорошо

 У меня двое уже взрослых детей. Дочь уже замужем и у меня внуку уже третий год. Ужасно озорной и умненький мальчишка. Мы все в нём души не чаем (lo) . Сын осенью тоже ушёл от меня, пока не женат, но живёт с девушкой, работает вахтой. Поступил в этом году в аспирантуру. Дочь тоже 2 года отучилась в аспирантуре, но решила, что ей это не надо.

Я уже больше 10 лет вдова, больше замуж не выходила. Мама, слава богу жива, здорова. Но папа умер в августе. Онкология. Но мы рады, что он не намучился. До последнего был с нами и всем помогал. Внук (правнук для него) до сих пор помнит дедушку. Узнаёт его на фото. Аж до слёз каждый раз.

Я, мама и дочь живем рядом, в одном районе города, постоянно общаемся. Мама не чувствует себя брошенной. Забирает ребенка из садика. Скучать и плакать некогда.

 Я веду очень активный образ жизни,  компания такая. Зимой каждые выходные играем в хоккей на Иркуте, весной лыжи. В каникулы тоже были на Байкале, но было очень холодно и ветрено. Лёд волшебный, но кататься холодно, меня хватило только на 30 мин, потом еще ноги столько же отогревала. Летом ходим в походы в саяны. Но с этой должностью Я уже 2 лета пропустила. Страдаю от этого. :)

 Но в короткие походы стараюсь сходить, на выходные. Здесь и таких маршрутов много. Сын раньше тоже ходил со мной. А дочь втянулась со своим, тогда ещё будущим мужем. А в течении года фитнес.

 Как вы? Судя по информации в сети Вы тоже не скучаете. Очень рада. Как Вам Байкал? Это удивительное место. Мы без него уже жить не можем. Там заряжаешься силой на долгое время.

 Я рада, что переехала с Сибирь, Я здесь счастлива.  Давно хотелось Вам сказать, но не имела возможности. Большое спасибо за знание, понимание и ощущения физики, которые Вы нам привили и вложили в голову. Я особенно это поняла когда мои дети учились в школе. В моей диссертации не было железа, но мат методы применялись к колебательным системам и внутреннее понимание физики мне особенно пригодилось. Большой Вам поклон. И это искренне, поверьте. :). Елена Плаксина.

*   *   *

Федя. Густов. Белоруссия.

Информация о ЗФТШ уникальная. Я сразу вспомнил нашу любимую Лебедеву Александру Сергеевну и Олега Долгова моего первого ученика в нашей школе. Он играл в передаче "Что. Где. Когда ?". Сейчас работает в Штутгардском университете Преподает физику.

 

*   *   *

 

Здравствуйте, Лев Васильевич. Пишет Смирнов Алексей из АК 4.

Не могу удержаться, чтобы не поделится своими "мыслями вслух". Не знаю, насколько они будут интересны вам, но все же...

Я много раз пересматривал видео-хроники (дневники?) нашей школьной жизни, и каждый раз видел что-то новое. Как в эпохальном романе Л. Н. Толстого "Война и мир" видна вся жизнь России начала 19 в., так и в этих хрониках теперь виден весь пласт нашей жизни в лихие 90е. Итак, на что же я обращал внимание при просмотре этих записей?

1) Во-первых, это , конечно же дети. По сравнению с другими школами города могу ответственно заявить, что во 2й школе не было бандитизма. До этого я учился в 11й школе на Петрищева, и там происходили регулярные избиения младшеклассников старшеклассниками , драки, нанесение тяжелых увечий и т.д. Я всего этого чудом избежал, т.к. учителя меня охраняли (за что им отдельное спасибо). Повторюсь, во 2я школа в этом смысле была просто раем. Не буду скрывать, первый год учебы в ней (9 класс у Нонны Николаевны) я просто наслаждался жизнью.

 2) Когда я закончил университет и уехал учиться в Америку, я приезжал на зимние каникулы в Дз. и иногда заходил в школу, в свой родной класс. Там уже были другие дети, может такие же хорошие, а может и лучше - не знаю. Но что я тогда ощутил - это особую атмосферу наставничества , создаваемую Вами, Лев Васильевич. Раньше я этого как-то не замечал. Ну, учитель и учитель, что тут такого. Но в университете я встречал разных профессоров, и хороших, и не очень. И только в сравнении можно понять, насколько важна роль хорошего наставника! И как становится плохо, когда его нет! Хороших преподавателей много, а вот хороших наставников - очень мало. И тогда я понял, что вторая школа - это не только отсутствие бандитов в туалетах, но и уникальный учительский коллектив !

3) Ну а теперь, когда я смотрю на наши школьные годы повзрослевшими глазами, я , в первую очередь, радуюсь тому, какие прекрасные родители были (и к счастью - до сих пор есть) у нас! Какие они были заботливые, бескорыстные , терпеливые. Сколько мы им попортили крови, а они все это претерпели. Они столько для нас сделали, вдохнули в нас жизнь. И ничего не просили взамен. Возможны ли подобные отношения между родителями и детьми сейчас? Не думаю. Стало намного больше безразличия , все только думают о том, куда бы отправить детей. Вот, сдали ЕГЭ, и вперед - во взрослую жизнь. А вот наши родители хотели, чтобы мы подольше оставались детьми. Но , конечно, жизнь всех расставила по местам. Кто-то покинул родной дом сразу после школы, а кто-то после университета. Но родители все равно нас поддерживали.

 Физиком я так и не стал…

 В Авторский класс я поступил в конце 9го класса, и таким образом, мне предстояло отучиться в нем два последних года. В то время я уже серьезно занимался программированием и изо всех сил готовился к областной олимпиаде по информатике, диплом которой давал право поступления в университет без экзаменов. К тому же, в тот же год я заканчивал муз. школу. Поэтому серьезно заниматься физикой у меня не было ни времени, ни желания.

 Началася учебный год, и Л.В. стал давать нам задания, одно за другим. Задачи, лабораторные работы, тесты. Примерно половину из них я сразу сдать не смог, поэтому у меня накапливались “хвосты”. Так прошла первая четверть, к концу подходило полугодие. Наиболее сознательные ребята объединялись в стайки, и, совместными усилиями добивались результатов. Я же, как наименее сознательный, продолжал заниматься своими делами. Став к 10-му классу рабом до мозга костей, я все ждал, когда же последует властный окрик “хозяина”, когда же с меня начнут требовать результатов. Однако Л.В. , как ни в чем не бывало, продолжал ставить прочерки в журнал, но ничего при этом не требовал.

 

Когда же подошло время выставлять отметки за полугодие,  Л.В. отозвал меня в сторону и с некоторым укором заметил мне: “Алеша, у тебя же в журнале одни колы да двойки, что же мы будем делать?”. У меня навернулись слезы на глазах, т.к. я подумал, что сейчас Л.В. объявит о моем отчислении из класса (об этом он предупреждал в начале года). Тут, неожиданно, Л.В. повеселел и сказал: “Ладно уж, так и быть. Напиши мне программу рассчета силовых линий, с графикой и удобным интерфейсом, и я тебе все прощу!”. У меня как будто гора спала с плеч. А в тот же день кое-кто другой был отчислен из нашего класса за неуспеваемость….

 Я пришел домой, и всего за пару дней написал довольно сложную программу, с использованием мат. аппарата на уровне первых курсов университета. Эту программу Л.В. использовал на уроках в течение многих лет.

 В оставшиеся полтора года обучения в АК все происходило по похожему сценарию, только я еще сильнее обнаглел после того, как получил диплом областной олимпиады, что означало автоматическое поступление в университет. Бедный, бедный Л.В ! Сколько же унижений он претерпел, “вырисовывая” мне положительные отметки (замечу, что школу я окончил с медалью).

 Какой же урок можно извлечь из этого? Физиком я так и не стал. Я стал программистом, занимаюсь тем, чем и хотел заниматься. Думаю, что Л.В., как опытный педагог, психолог, и просто мудрый человек, с первого же взгляда на меня понял, что физике за оставшееся время меня все равно не научишь, и пусть уж лучше он занимается тем, к чему имеет склонности. И, фактически, занимался со мной по индивидуальной программе, пытаясь находить около-физические задачи, которые были бы мне интересны. Он делал все возможное, чтобы только не травмировать неустойчивую психику подростка, и дать развиться тем талантам, которые были заложены природой.

 “Не путай Божий дар с яичницей” - одна из любимих поговорок Л.В. И он не только говорил, но и своим примером показывал, как нужно обращаться с подчиненными людьми. Если видел в человеке способности, всегда старался поддержать человека, не дать ему угаснуть.

 Вот такие мысли приходят в голову.

 Алексей Смирнов АК - 4. Тайвань. 

 *   *   *

Зовут меня Параничева Ирина Васильевна. В девичестве Андронова.

Сейчас же на работе мои детки поскольку не все могут разговаривать называют просто Васильевна. Работаю сейчас в садике. На первой ступеньке выхода детей в самостоятельную жизнь 😊. Так как принимаю их из рук родителей самыми маленькими и не смышлеными.

Группа в которой я работаю ,раннего возраста.

В школу я пошла 1987. Закончила 1996году.

Самыми яркими впечатлениями для меня был принятие нас в пионеры.Такое событие у нас тогда вызывало гордость, необычность этого момента. Нынешней молодёжи сейчас этого не понять. Потом шли в кинотеатр, который находился рядом со школой. И дружной компанией расходились по домам через парковую аллею. Проходя мимо кафе «Лакомки», куда мы бегали в перемену за пирожными и мороженным. А весной когда , мы проветривали класс всегда до нас доходил аромат из кондитерской ,что была не по далеку.

Жизнь, как и многих из нашего класса раскидала кого куда, к сожалению.

Но мы нет нет но переписываемся, хотя это бывает очень редко. Из нашего класса есть уже потери 😟, не стало нашей одноклассницы Шаровой Нади.

Которая умерла в прошлом году 2019. Она у нас была заводилой.

Говорить о том , что кто то из учителей был любим или нет , как то по прошествии времени очень трудно. Да и не правильно. Ведь каждый по своему оставил в моей жизни след. Кто то сильный, кто то менее .

Но жизнь такая странная штука. Что казалось бы школа в моей жизни была давно, но она свела меня с не когда проводившей у нас уроки музыки Ерохиной Еленой Геннадьевной. Теперь мы рука об руку работаем в одном детском саду😊. Как то так.

Фотографии к сожалению нет.

 *   *   *

Максим Китайгора. 3 ноября 2020

 

Лев Васильевич, как то так… Не умею я красиво писать литературным языком. Технарь. Вторая школа города Дзержинска... Сказать, что я благодарен школе и Льву Васильевичу за путевку в жизнь, это ничего не сказать.

 

Когда появилось объявление о наборе в первый Авторский класс, родители чуть ли не силой заставили меня сдать экзамены. Как сейчас помню себя стоящим на остановке трамвая по дороге в школу с огромным нежеланием ничего менять в своей жизни. Выход из зоны комфорта. А затем сидящим на вступительном собрании за партой и старательно откручивающим какой-то шуруп из нее 😊. В то временя, я думаю, это был смелый эксперимент со стороны Льва Васильевича. Не представляю, сколько сил понадобилось для того, чтобы убедить руководство набрать класс таких как я. Я сдал вступительные экзамены, наверное я был неглупый, но начав учиться во второй школе, я осознал, что я ничего не знаю. Огромное спасибо, что Лев Васильевич решил учить нас «с нуля». Каждый день два урока физики, задание домой из учебника для университетов с повышенной сложностью. И это сработало. Вступительные экзамены в Нижегородский Государственный Технический Университет я сдал с первой попытки. В университете физику не учил вообще. С лихвой хватило знаний полученных в школе.

 

Я не был простым учеником. Но годы проведенные в Авторском классе оставили самые теплые воспоминания. Осознание, что начинаешь постигать основы физики. Первые уроки программирования. Появившаяся уверенность, что можно дальше двигаться по жизни и не опасаться поступления в университет.  Заложенное в юношеские мозги умение критически мыслить. Помню в пух и прах разругались с учителем на уроке литературы. Были вызваны к директору школы. И.. ничего. Лев Васильевич нас поддержал.

 

Жаль, что в Дзержинске была только одна такая школа, с одним Авторским классом. Сколько мальчишек и девчонок не смогли самореализоваться. Хорошо, что был хотя бы один такой класс!

 

Best regards,

Max Kitaygora

 *   *   *

Родная

Я тебя вспоминаю часто,

Хоть и жил я не днем вчерашним

Где-то в прошлом осколок счастья

Прямо в сердце, но мне не страшно

 

Там светились большие окна

И начищен паркет до блеска

Из крупинок твой образ соткан

Я вокруг, только дальше не с кем

 

Мне делиться взошедшим солнцем

Это стены такого цвета

И не стыдно моих эмоций

На границе мечты и лета

 

Я тебя вспоминаю светлой

Я бегу коридором длинным

А в учительской скрипнут петли

Звуком детства, таким глубинным

 

Как вчера мне идти из дома

Через площадь, слегка притихшей

И не скажет никто, что кроме

Нас с тобой будет третий лишний

 

А над сквером летит Дзержинский

Ты чуть дальше, родная школа

Вновь увижу тебя так близко

Я, как прежде, беспечно молод

 

© Copyright Галкин Ю.,14.11.2020 г.
Свидетельство о публикации №120111408632

 

 

Весточка от Никиты Жаднова

Отnik.zhadnov nik.zhadnov@yandex.ru

 

Дорогой Лев Васильевич, пишу вам с радостью

 

Я уже десятый год живу в Москве и мне здесь очень нравится, красивый и живой город. В этом учебном году заканчиваю аспирантуру и пишу диссертацию. В последние пять лет моя жизнь тесно связана с ФИАН им. П.Н. Лебедева - там я работаю в лаборатории оптики сложных квантовых систем и там я бываю почти каждый день. Могу сказать, что с лабораторией, коллективом и руководителем мне повезло.

 

Не могу сказать, что молодость проходит так же радужно как представлялось в младенчестве и что у меня нет каких-то сомнений и проблем, но это, наверное, нормально.

 

Довольно часто вижусь с Даниилом, Ромой и Тоней. С первыми двумя ходим играть в волейбол.

 

Уже несколько лет понемногу занимаюсь преподаванием физики и математики в вечерней школе на Физтехе. В этом году веду физику в 11 классе.

 

В прошлое воскресенье был в Дзержинске и ездил с отцом и братом (который в этом году учится в 11 классе школы №2) на Шуховскую башню. Там недавно сделали светодиодную подсветку и выглядит она вот так: https://photos.app.goo.gl/UMhkeRo7mnPqksFi6.

 

Ещё я в этом году ездил на небольшую стажировку в проект LIGO в Америку (тот который поймал гравитационные волны). Было довольно здорово, но жить там я бы не хотел.

 

Как вы, как ваши ученики?

 

P.S. Простите что так долго собирался написать письмо.

 

-- 

Будьте здоровы,
Жаднов Никита

+79999744797